Я – педагог

Если Вы удачно выберете труд

и вложите в него всю свою душу,

то счастье само вас отыщет.

К.Д. Ушинский

 

  Вот и весна. Пора пробуждения новой жизни, надежд, стремлений. Почему-то именно в эту пору возвращаются вопросы, искать ответы на которые не было времени целый год. Этих вопросов накопилось так много, что они поместились бы в огромную корзину для шитья в углу моей комнаты. Они уютно разместились бы каждый в свой клубок, пронзенный спицами, как вопросительным знаком. А главный из них, на самом верху, накрыл бы шапкой незаконченное вязание. Сейчас он записан размашистым почерком на белом листе бумаги. Этот лист, на который падает скупой свет настольной лампы, расположился одиноко на письменном столе.   По белому полю черной бороздой проходят буквы. Они соединяются в два до сих пор загадочных для меня слова: я – педагог. Точнее смысл мне ясен, но какой он и как мне его донести? Неужели это просто сухая формулировка  из резюме?

  Я стою у окна. Стемнело. Ветер раскачивает тяжелые ветки деревьев. Обняв себя, я качаюсь им в такт. Это успокаивает меня и дает возможность мыслить. Итак, я – педагог. Мне всегда казалось, что люди, гордо заявляющие о своем беззаботно легком жизненном самоопределении, лукавят. Да, молодость порывиста и решительна, но много ли найдется молодых людей, способных вот так, закрыв глаза, шагнуть в неизвестность? Я думаю, нет. Кого-то, как светоч, ведут за собой родители. Помогая осторожно, шаг за шагом, нащупать нужный путь. Мои родители – врачи. И если следовать принципу светоча я должна была продолжить династию. Но я – педагог. Узнав о моем выборе профессии, родители пожали плечами. Они не настаивали, не отговаривали – это был мой жизненный путь. Я не могу сказать, что на выбор моей профессии повлияла школа. Хотя о школьных днях я всегда вспоминаю с теплотой. Я до сих пор помню строгий взгляд и чуть грустную улыбку своей первой учительницы Поповой Нины Ивановны. Она смотрела на нас так, когда мы проказничали или шумели чересчур громко во время перемены. Она всегда была спокойна и выдержана и вселяла уверенность в нас.  Чистякова Людмила Александровна взяла нас под свое крыло в пятом классе. Она всегда была рядом. Весь школьный путь до выпускного вечера мы чувствовали ее надежное плечо. Я училась в педклассе. Возможно, сейчас вы, читая эти строки, улыбнулись. Дескать, что же тогда непонятно с выбором профессии?! Быть может вы – правы. Но далеко не все ребята из нашего выпуска пошли дорогой педагогики. Я меж тем направилась в благовещенский педагогический университет: казалось тогда странным получить основу и даже не попытаться на ней что-то взрастить. Учиться было нелегко, не скрою, ведь и специализация была далеко не проста – иностранный язык. Он завораживал своей таинственностью и невозможностью, как казалось тогда, постичь. Как говорил А.И. Герцен: «Ничего не делается само собой, без усилий и воли, без жертв и труда». От курса к курсу становилось легче и понятней, но окончательное осознание себя в профессии пришло с практикой.

  Перелистывая мысленно альбом воспоминаний, останавливаюсь на громоздком здании в одном из благовещенских дворов. Вот мой первый рабочий оплот. Моя первая линейка, пытливые глаза юных кадетов, для которых я, через мгновение, стану школьной мамой. Тогда я поняла, что школа – это самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать и отвлекаться на пустое. А каждый ученик в школе – это наше будущее.

  С первым уроком пришло осознание уникальности профессии учителя. Она интересна живым общением с подрастающим поколением, яркими событиями. Только в школе пытливые детские умы способны задавать вопросы, ответы на которые ученые ищут веками. И поэтому начинаешь ощущать себя нужной, интересной для учеников, способной преодолеть все трудности сообща. К сожалению, тогда наши тропинки разошлись. Хотя нет, я не жалею ни о чем, ведь это был очередной виток моей жизни.

  Я переехала жить в Тынду и на какое-то время перестала быть школьной мамой, а стала просто матерью. Разлука со школой была недолгой. И вот я вновь встречаю детей улыбкой. В ответ на нее – распахнутые глаза, доверчивые лица. В общении  с детьми всегда стараюсь быть честной, искренней, ведь любая фальшь может разочаровать, ранить, она никогда не пройдет незамеченной. Я дорожу  доверием учеников и верю в каждого.  Кто я для них? Наставник? Друг? Путеводитель? Я не жду от детей слепого подражания своих действий и мыслей, наоборот поощряю их самостоятельный полет и поиск истины. При этом всегда вспоминаю слова Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». На мой взгляд, эти слова очень точно отображают сегодняшнее видение образования. Нашей стране нужны талантливые, неординарные, конкурентоспособные люди. Именно в школе зарождается будущее нашей страны. И здесь  необходим учитель – профессионал, личность, ищущая, способная педагогически мыслить и действовать, творить и дерзать. Посильная ли ноша лично для меня? Я отвечу – да. Пусть я лишь винтик в огромном механизме, но, сколько нас таких необходимых для действия этой машины деталей! Не счесть. А я просто делаю свою работу. Стараюсь быть интересной детям. Занятия я превращаю в сказку, соревнование, концерт, телешоу. Задания для учеников подбираю такие, чтобы каждому было комфортно во время работы. На уроках использую каждую минуту, чтобы увлечь ребят миром английского языка. Моя главная задача, как учителя-предметника,  – помочь детям не бояться говорить на «чужом» для них языке, не бояться допустить ошибку. Я учу их общаться, высказывать свои мысли, просьбы, пожелания, не быть замкнутыми, понимать красоту языка, читать книги, слушать песни и смотреть фильмы «в оригинале», на языке Шекспира.

  В свете новых требований к образованию моя задача сделать ребенка способным развиваться дальше без помощи учителя. Для этого я вовлекаю каждого ученика в учебный процесс, создавая ситуацию успеха. Поэтому мои уроки  всегда интересны и увлекательны. Скуке и праздности здесь места нет! Для меня движение вперед – главная ценность! Стремимся вперед мы вместе с детьми. Вернее, они сами покоряют новые вершины, а я их только направляю и поддерживаю. А научившись этому на уроках, ребята перенесут модель такого поведения и в реальную жизнь вне школьных стен, когда превратятся в  квалифицированных специалистов, создадут свои семьи, станут папами и мамами. И это главное для меня – научить их жить самостоятельно, успешно, быть счастливыми! Как писал М. Горький: «Есть только две формы жизни: гниение и горение». И я горю энергией, энтузиазмом и стараюсь зажечь своих ребят. Я уже вижу результаты своей кропотливой работы: мои воспитанники раскрепощены, верят в себя и свои способности, оценивают первые результаты своей деятельности.

  Несколько лет я являюсь руководителем класса железнодорожного профиля. Тридцать очень разных личностей: озорных и послушных, веселых и серьезных, по-своему талантливых и неравнодушных ко всему, что происходит в нашей школьной жизни. Каждый день они встречают меня своим  пытливым взглядом. Я же всегда рядом с ними как наставник и старший друг.

  Ежедневно я делаю все, чтобы именно школа стала для моих учеников родным местом, где им всегда рады. Каждый раз они прибегают ко мне, чтобы рассказать о том, как прожили этот день в школе: об оценках, полученных за ответы, о смешных случаях и своих неудачах. Они ждут, что я пойму, пожалею, посочувствую, помогу и порадуюсь вместе с ними. Ведь им так необходима моя поддержка и помощь. Ребята знают, что вместе мы все сможем преодолеть. Я не стремлюсь быть образцом для подражания, но  мой пример для них ориентир, и он должен быть правильным. Ведь как говорил А.С. Макаренко «Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом».

  Несколько лет классом выезжаем летом на практику на Дальневосточную детскую железную дорогу.  Там, вдали от родного дома, дистанция между нами значительно сокращается, ведь рядом нет ни мамы, ни папы. Все проблемы решаем вместе и становимся еще ближе и понятнее  друг другу. Я помогаю своим воспитанникам преодолевать трудности, но не тяну их за руку, а прихожу на помощь, вовремя подставляя плечо. Одновременно дети воспитывают меня, ведь, решая их проблемы, я преодолеваю себя, поднимаясь выше на ступеньку своего педагогического мастерства. Дети учат меня терпению, спокойствию. Они открывают мир для меня во всей его красоте и сложности, учат восхищаться жизнью и забывать о личных трудностях.

  Труд классного руководителя – это не только работа с детьми, но и тесное взаимодействие с родителями, которые  являются хорошими помощниками в моей педагогической деятельности. Уверена, что родители –своеобразный мостик, который связывает учителя и ученика, школу и семью. Я убеждена, что умелое сотрудничество учителя и семьи создает условия для бесконфликтной и полноценной работы.

  Часто обращаюсь к родителям за советом. Ведь никто не знает своего ребенка лучше, чем они. Со своей стороны я помогаю мамам и папам увидеть способности, успехи детей, испытывать за них гордость, уважение.  Уходя с родительских собраний, они уносят искорку надежды, что вместе мы можем преодолеть многое.

  Все классные мероприятия, спортивные соревнования,   интеллектуальные игры, конкурсы мы  проводим вместе с  родителями. Мне нравится  проводить открытые уроки для пап и мам, чтобы они могли увидеть  возможности своих детей, определить требования к ним, проследить за их интеллектуальным ростом.

  Только сотрудничество, сотворчество делают совместную деятельность нашей большой школьной семьи содержательной, интересной, радостной. Общие дела и увлечения сплачивают детей и родителей, благоприятно влияют на воспитание личности ребенка.

  Мне очень комфортно в моей профессии. Я люблю свою работу за то, что она так  многогранна и открыта для творчества. Она помогает мне не стоять на месте, а постоянно совершенствоваться. Я считаю себя счастливым учителем. И завтра я опять иду в школу…

Человек рождается на свет,

Чтоб творить, дерзать – и не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый след

И решить все трудные задачи...

Человек рождается на свет...

Для чего? – Нашла я свой ответ!

 

Скачать эссе