Вербецкая Светлана Александровна
учитель английского языка
МОБУ Лицей № 8
г. Тында
Внеклассное мероприятие
Тематический вечер
«Дорога железная, а профессия золотая»
Аннотация: Внеклассное мероприятие посвящено празднованию 40-летия БАМа и города Тынды. Данное мероприятие направлено на решение воспитательных и практических задач: побуждать детей к поиску информации о различных видах железнодорожных профессий, к самовоспитанию и саморазвитию; обогащать словарный запас детей; формировать активный познавательный интерес к профессии железнодорожник; развивать кругозор, любознательность; учить анализировать, делать выводы. Учащиеся приучаются самостоятельно принимать решения, повышается чувство ответственности. Внеклассное мероприятие сопровождается презентацией, музыкальным и эстетическим оформлением класса.
Актуальность: Выбор профессии - один из важных шагов в человеческой жизни. В настоящее время очень сложно выбрать будущую профессию. Многие ребята в классе это дети железнодорожников и поэтому очень важно и актуально сформировать правильное представление об этой профессии.
Описание материала: тематический вечер: «Дорога железная, а профессия золотая» подготовлен для применения в профориентационной работе среди учащихся школ 5-6 классов.
Форма проведения: тематический вечер с элементами игры
Тема: «Дорога железная, а профессия – золотая»
Цель: Знакомить с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в современном обществе. Воспитывать интерес к профессии железнодорожника, чувство гордости за своих родителей, работающих на железной дороге.
Задачи:
- побуждать детей к поиску информации о различных видах железнодорожных профессий, к самовоспитанию и саморазвитию;
- обогащать словарный запас детей;
- формировать активный познавательный интерес к профессии ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК;
- развивать кругозор, любознательность;
- учить анализировать, делать выводы.
Роль педагога: преподаватель организует обучающихся для подготовки мероприятия.
Предварительная работа: подготовка презентации совместно с обучающимися, подготовка необходимых материалов и оборудования при проведении мероприятия.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, мультимедийная презентация.
Участники: педагог, учащиеся 5 класса – участники мероприятия.
Содержание
- История строительства Байкало-Амурской железной дороги;
- Выступление Богдановой Тамары Яковлевны;
- Выступление Розбицкой Елизаветы и Ахметовой Елизаветы;
- Игры о железнодорожных профессиях;
- Заключение.
Ход мероприятия:
Классный руководитель: Без знания истории, культуры и прошлого своей страны не может быть будущего. Каждый уважающий себя человек хочет знать, как глубоко уходят его родовые корни, как развивался и жил народ страны, гражданином которой он является. А знание истории своей малой родины делает каждого из нас духовно богаче, заставляет уважать, любить и ценить то место, где мы живем. Несколько наших классных часов были посвящены созданию электронных страниц альбома истории Байкало-Амурской железной дороги и трудовых династий железнодорожников. «Дорога», «железнодорожники»: все это очень тесно связано между собой и не может существовать по отдельности. Ребята, вами и вашими родителями была проделана большая поисковая работа. Вы готовили фотографии , собирали материал о железнодорожных династиях. И вот сегодня мы подведем итог этой проделанной работе – пролистаем страницы из нашего электронного альбома под названием “Дорога железная, а профессия золотая.” Прежде чем мы начнем, хотелось бы задать вам один вопрос: почему именно о железной дороге пойдет наш разговор?
Ребята: Трудно представить историю моего родного города без железной дороги.
Наши родители работают на железнодорожных предприятиях.
Многие из нас собираются работать на железной дороге.
А я думаю, что не было бы и города, если бы не было железной дороги.
Классный руководитель: Все верно. И так начнем. Открываем страницы “Из истории нашей железной дороги…” Информацию для этой страницы ребята черпали в библиотеке, в СМИ, в музее, общались непосредственно с теми, кто работает на железной дороге.
Арутюнов Дмитрий: Идея строительства железной дороги севернее Транссибирской магистрали появилась более ста лет назад. Но осуществить этот грандиозный проект стало возможным только в семидесятые годы двадцатого века.
Баранова Анна: С началом строительства БАМ был объявлен всесоюзной комсомольской стройкой. Со всех регионов страны на БАМ ехали добровольцы, отправлялись на стажировку студенты и молодые специалисты. Строительство БАМ решало задачи размещения и развития производительных сил не только восточных районов страны, но и всего СССР. Десятки заводов по всему Советскому Союзу делали для магистрали экскаваторы, путеукладчики, рельсы, шпалы и другое оборудование.
Розбицкая Елизавета: Для прокладки железной дороги в сложных условиях рельефа местности и сурового климата требовалась современная мощная техника, огромные средства и большие человеческие ресурсы.
Ершова Екатерина: В 1977 году была пущена первая линия железной дороги: Бам — Тында. Советское правительство решило отметить участников строительства.
Была учреждена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Медалью награждались рабочие, инженерно-технические работники и служащие.
Гончаров Александр: К моменту пуска по новой магистрали первых поездов медали получили уже более десяти тысяч человек. Всего медалью за строительство БАМ было награждено около ста семидесяти тысяч человек.
Классный руководитель: Нам повезло, ребята. Сегодня у нас в гостях Богданова Тамара Яковлевна, она была награждена медалью за строительство Байкало- Амурской магистрали и на ее глазах строилась и развивалась железная дорога. Тамара Яковлевна любезно согласилась поделиться с нами своими воспоминаниями. (выступление ).
Классный руководитель: Спасибо …. (Ребята вручают ей подарок).
Классный руководитель: Я думаю, что не будет и города, если не будет железной дороги. Ведь здесь нет ни одной семьи, которая не была бы связана с профессией железнодорожника. И у каждого из вас, ребята, и мамы, и папы, и бабушки и дедушки, а у многих и прабабушки и прадедушки работали и работают на железной дороге. Многие из них и не представляют себя вне другой профессии. Среди наших одноклассников есть много ребят, чьи отцы, деды, братья посветили свою жизнь железной дороге. Они приготовили для нас очень интересные презентации.
(Выступают с презентациями: Ахметова Елизавета, Розбицкая Елизовета)
Классный руководитель: Сделать хороший выбор профессий – это значит выбрать такую работу, которая нужна обществу, то есть, востребована на рынке труда. Это – во-первых. Во-вторых, она должна быть доступной для вас в силу совокупности ваших природных способностей и полученных знаний, умений и навыков и, наконец, приносить радость, удовлетворение и доход. Вам еще предстоит сверхзадача выбора профессии. А сегодня мы поговорим о профессиях, с которыми мы встречаемся каждый день – это профессии на железной дороге. Вот мы говорим: железная дорога... железная дорога... А что она вмещает в себя? Что относится к железной дороге? (Ответы детей.)
Железная дорога – это целый комплекс, огромное хозяйство, состоящее из многих частей. Сюда относятся и насыпь, рельсы, шпалы, из чего, собственно, и состоит железнодорожный путь; а также тоннели, мосты, виадуки; железнодорожная магистраль немыслима без вокзалов, станций, полустанков, перронов; ей для работы необходимы семафоры, стрелки, платформы; да и такие понятия, как «разъезд», «билет», «полка», «скорость», «расписание», вполне применимы к железной дороге. И конечно же, железная дорога – это вагоны, уголь, пар и электричество.
Богданов Дмитрий:
Профессий на земле, конечно, много,
Числу их нет начала и конца.
А наша жизнь – железная дорога
И с нею – наши думы и сердца.
Когда беда нависла над страной,
Летят по рельсам поезда, как стрелы.
Дорога призывает самых смелых
И самых замечательных людей.
Дорога, словно город, вырастает,
С годами ей и крепнуть и цвести.
Везде, где встречаем вагоны мы,
Где путь безупречен и строг
Работают люди толковые
Российских железных дорог.
Классный руководитель: Давайте вспомним железнодорожные профессии.
( Класс делится на 6 команд)
Задание № 1: команды отгадывают профессии, связанные с железной дорогой;
Задание № 2: классный руководитель называет букву русского алфавита, команда назвавшая слово, связанное с РЖД на эту букву - получает балл.
Задание № 3: ребята получают «ромашки», в лепестки ромашки необходимо вписать качества, которыми должен обладать человек, работающий на железной дороге.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов. (Ребята знакомились с профессиями и понятиями , связанными с РЖД во время экскурсий).
Загадки о железнодорожных профессиях
Позади вагонов череда
Сотни душ, от них одних зависимых
Люди те, что едут кто куда
По делам забот своих немыслимых
Ну, а вы, усталость позабыв,
Не спуская взора с рельс мелькания
Будете вести локомотив
Уложившись в сроки расписания
Параллели рельс уходят вдаль
Стрелки, перегоны, примыкания
Некогда в душе держать печаль
Нужно в срок прибыть, без опоздания
(Машинист)
Пассажиры – непоседы
Суетятся тут и там
Жить спокойно привереды
Не дают проводникам
Разобраться с ними сложно
Успокоить, поругать
Если это невозможно,
То меня им нужно звать
Ведь человек тот по составу
В поезде и царь, и бог
Справедливый он по нраву
В меру строг и в меру добр
Кто-то место перепутал
Кто-то «зайцем» сел в вагон
Разобраться без обид
И с ошибкою в билете
Ситуацию решить
( Начальник поезда)
Пассажиры, что дети. Во время пути
Кто-то должен за них отвечать
Все билеты проверить, постель принести
Накормить и укладывать спать
Кипятить крепкий чай,
Ночью сонных будить
Чистоту по вагону блюсти
В тяжеленный титан воду свежую влить
И полы не забыть подмести.
( Проводник)
Их труд тяжел – итог всем ясен:
И пассажиры будут знать
Что путь их будет безопасен
Аварий можно избежать.
Проверки стыков, шпал и гаек
Осмотр колес, тормозов
Есть молоточек и фонарик
Они расскажут все без слов
В своих оранжевых жилетках
Под солнцем и в ночных огнях
Они зимой, и жарким летом
Работают на путях.
( Путеец)
Если б не было вас на ж/д
Электрички тогда бы не мчались по ней
Темнота бы царила, как в черной берлоге
Семафор не показывал нужных огней.
Постоянно нужны ваши крепкие руки
Провода, изоляторы – все разобрать
( Электрик)
Вы знаете все обо всем
И о малейших измененьях
Всем сообщаете в своем
Обычно кратком объявленье
О всех движеньях поездов
Уж им известно все заранее
Без них никто бы не узнал
В вокзалах поезд ожидая
Когда он будет? Опоздал?
Платформа ждет его какая?
( Диспетчер)
На вокзале суета,
Все снуют туда-сюда.
Ну, а он за всем следит
Контролирует, «рулит»
Что творится на вокзале
Под контролем у него.
Если ребенок потерялся
Или поезд не найдут
Кто-то в чем-то растерялся–
Все к нему тогда бегут
( Дежурный по вокзалу)
Неудобством колесного быта,
Переменой профессий и мест, –
Всем отмечен и всем он испытан,
Наших дней рядовой Геркулес.
Дождь ли щелкал хвостатою плетью
Иль ветрище в степи завывал –
Он шагал и шагал по планете
И сплеча костыли забивал. –
Он бросал на покорные шпалы
Тугозвонкие рельсы – и нес
В те края, что в безмолвии спали,
Перекличку гудков и колес.
Он морозом и солнцем ошпарен,
Но велик он и свят – оттого,
Что на каждой уложенной шпале
Потом выжжено имя его.
(Путеукладчик)
Игра «Азбука РЖД»
М – машинист
Д- диспетчер
Л- логист, локомотив
Н – начальник поезда
И- инженер
Э- электромеханик, электромонтер
О- обходчик
Д - дежурный по переезду, дежурный по станции
К- кочегар
П- проводник, путеукладчик, путеец
Э – электрик
Классный руководитель: Какими качествами должен обладать человек, который работает на железной дороге? (Каждая команда получает большую ромашку, нарисованную на ватмане, в центре слово железнодорожник. Ребята вписывают качества, которыми должен обладать человек, который работает на железной дороге. Каждое качество приносит команде 1 балл ).
Классный руководитель: Итак, ребята, подведем итоги. У каждой команды была возможность набрать баллы
(Церемония поздравления и вручения призов под марш строителей БАМа).
Прокопьева Дарья:
Железную дорогу,
Обслуживают много:
Помощник машиниста,
Кассир и замминистра,
А также машинист,
А также сам министр,
А также ревизор,
А также контролер,
Плюс путевой
обходчик,
Диспетчер, проводник.
Состав не загрохочет
Без каждого из них.
За то, что ходит поезд,
Им кланяемся в пояс!
Классный руководитель: Ребята, а почему профессию эту можно назвать золотой? Перед вами на доске разные слова, выберете те, которые считаете наиболее важными при ответе на мой вопрос.
Ответы детей: стабильность, надежность, уверенность в завтрашнем дне, востребованность, престиж, почетная работа, дисциплина, хорошая заработная оплата труда, нужная профессия, незаменимая. ( ребята добавляют свои версии)
Классный руководитель: В заключение же хочется сказать, что каждый из вас в течение жизни выполняет пять главных ролей: гражданина, семьянина, потребителя, собственника и труженика. Каждый из вас согласно статье 23 Всеобщей Декларации прав человека имеет право на труд и свободный выбор работы. Я желаю вам сделать правильный выбор, чтобы будущая трудовая деятельность приносила вам радость и удовлетворение ежедневно.
Кривоносов Артем
Железнодорожники – это судьба
И пусть здесь рифмуется слово – борьба,
Железные дороги –
Артерии страны!
Понятно очень многим
То, как они важны!
А железнодорожник –
Профессия людей
Разумных, осторожных
В ответственном труде!
В заключении ребята оставляют на парте красный круг, если вечер им понравился и синий круг, если не понравился.
Список используемой литературы
- viki.rdf.ru/list-all-presentations/
- www.moeobrazovanie.ru/puteshestvie_v_mir_professiy.html
- festival.1september.ru/articles/634402/
- railway.kanaries.ru › ... ›
- www.izmerov.narod.ru/rsong/rrsongs1.html
- ru.wikipedia.org/wiki
- tyndacity.ru/video
- bam.railways.ru/history.html