Вербецкая С.А.

Проектные технологии при обучении английскому языку

МОБУ Лицей №8, Амурская обл., г. Тында Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, да­ющие возможность повышать качество образования, более эффективно исполь­зовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических техноло­гий, которые применяются в учебном процессе. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную ди­дактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как откры­тость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспе­чивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

На своих уроках я применяю различные виды современных образователь­ных технологий, чтобы «оживить» уроки и сделать их интересными. Чаще дру­гих инновационных методов использую проектные технологии.

Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить зна­ния, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопо­мощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых.

Использование проектной технологии, сознательно планируемой школьниками работы, в процессе которой речевое общение вплетено в интел­лектуально-эмоциональный контекст другой деятельности, способствует разви­тию навыков речемыслительной деятельности, требующих от учащихся интел­лектуально-поисковых усилий, формирует устойчивый интерес и мотивацию к дальнейшему изучению английского языка. Кроме этого, работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, способствует благо­приятному психологическому климату, умение работать в коллективе. Самое ценное, на мой взгляд, в проектной технологии то, что она предусматривает естественную взаимосвязь всех четырех видов речевой деятельности: письма, чтения, аудирования и говорения.

Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проек­та, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творчески­ми и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение рабо­тать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относят­ся: «умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения, причем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая работа должна проводить­ся постоянно.

На первом этапе работы над проектами я разрабатываю план проектной работы и продумываю систему коммуникативных упражнений, обеспечиваю­щую ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лекси­кой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуж­дению проблемных вопросов. Следует тщательно отработать грамматические упражнения из учебника, либо предложенные учителем типа « образуй нужную грамматическую форму глагола», « Назови отрицательный вариант данного предложения», « Переведи предложения с русского на английский» и т.д.

На первом уроке ученикам предлагаю проблему в скрытом виде, которую нужно выявить, сформулировать. Помогут наводящие вопросы. При этом я ста­раюсь наводящими вопросами подвести ребят к тем пунктам плана, которые наметила заранее.

Второй этап обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Па­раллельно с этим провожу поэтапную работу над проектом . Тексты из учебника служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских уме­ний учащихся. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений в рамках обсуждаемой проблематики необходимо обучить их стратегии и такти­ке группового общения. Большое значение при этом имеет целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам. Вначале ребята учатся выражать собственное мнение. В данном случае используются клише типа: I think, It seems to me и т.д.

Затем для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия (Yes, I think so. Right. That’s true.^ несогласия (Sorry, I don’t think so. I’m afraid you are wrong.) и обобщения сказанного (On the whole. In general.) Тренировка школьников в использовании этих речевых клише начинается сразу со второго урока в разных упражнениях. Можно предложить учащимся разработать в парах небольшой диалог с использованием данных коммуникативных фраз. При этом виде деятельности ребята не только запоминают новые клише и закрепляют лек­сику, но и учатся связному логичному изложению мыслей.

Третий этап - защита и обсуждение проектов. Каждая группа защищает перед классом свой проект по ранее обсужденному плану. После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее проду­мана учителем. Я, анализирую высказывания ребят, слежу за тем, как усвоена лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры, оцениваю ответы. Важным моментом является подведение итогов дискуссии. Для того чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, учи­тель может использовать различные способы поощрения учащихся. Так, во вре­мя урока ученики могут заработать баллы за удачный вопрос или ответ, исполь­зование активной лексики, употребление коммуникативных клише. В конце урока баллы суммируются, и по этим результатам проставляются оценки.

На моих уроках дети делали творческие, информативные, фантастические проекты. В качестве примера хочу привести работу над проектом в 8 классе. Уже в самом начале работы над темой "Проблемы окружающей среды” была за­планирована работа по созданию агитационного плаката «Help save the planet», которая велась на протяжении всей темы, постепенно разворачиваясь и наполня­ясь содержанием. На эту работу было отведено 11 уроков. После введения новой лексики ребятам было предложено разбить ее по подтемам и озаглавить каждую. Например, "Загрязнение воды”, "Загрязнение атмосферы”, "Климатические из­менения”, "Деятельность человека, губительная для окружающей среды”. Все эти проблемы взаимосвязаны. Готовя проект по одной из этих тем, дети изучали все аспекты проблемы.

Далее дети объединились в группы, в каждой из которых были распреде­лены следующие роли: кто-то следил за активностью в группе, кто-то отслежи­вал культуру общения и взаимопомощь внутри группы. Это очень важные роли, и их ученики выполняли наряду с выполнением академических заданий. Именно такая форма работы обеспечивает успешный результат. Каждая группа рассмат­ривала следующие вопросы: существует ли проблема, каковы ее причины и ка­ковы ее последствия.

На каждом уроке формирование тех или иных речевых навыков (говоре­ния, аудирования, чтения, письма) связывалось с соответствующими аспектами проекта, постепенно подводящими ребят к обобщающему проекту. Во время ра­боты над проектом ребята использовали не только ту информацию, которая бы­ла предоставлена в учебнике, но добывали новые знания из курса географии, биологии. При таком пересечении предметных областей у учащихся формирова­лось целостное видение проблемы. Они просматривали газеты и журналы, слу­шали новости в поисках примеров последствий экологических проблем. Затем они обменивались полученной информацией.

Соревнования между группами не было, т.к. все работали над одним об­щим проектом. С самого начала дети были ориентированы на то, что итоговая оценка будет зависеть от усилий каждого. На заключительном уроке ребята, за­щищая свой собственный проект, затрагивали все стороны проблем окружаю­щей среды. Дети доказывали необходимость той или иной иллюстрации в про­екте. В итоге из лучших иллюстраций был составлен общий плакат, цель кото­рого привлечь внимание учащихся к проблемам окружающей среды и призвать соблюдать элементарные правила поведения для ее сохранения.

После завершения работы над этим проектом, дети выразили желание сде­лать новый проект, потому что чтение достаточно скучных текстов по экологии вдруг превратилось в интересный творческий процесс.

Этот метод дает положительные результаты и на начальной ступени обу­чения. Более того, чем раньше дети начнут работать над созданием проектов, тем выше будут их учебные достижения. Поэтому работа по созданию проектов становится неотъемлемой частью учебного процесса.

  1. Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод. 2002. №9. - С. 27-30.
  2. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка резуль­татов // Директор школы. 1998. №4. - С. 7-12.
  3. Цветкова М.С. Столетие проектного обучения. // Приложение к газете «Первое сентября»). 2002. №20. - С. 1-2.
  4. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанно­стей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №3. - С. 11-17.