Вербецкая С.А.
Проектные технологии при обучении английскому языку
МОБУ Лицей №8, Амурская обл., г. Тында Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.
На своих уроках я применяю различные виды современных образовательных технологий, чтобы «оживить» уроки и сделать их интересными. Чаще других инновационных методов использую проектные технологии.
Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых.
Использование проектной технологии, сознательно планируемой школьниками работы, в процессе которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности, способствует развитию навыков речемыслительной деятельности, требующих от учащихся интеллектуально-поисковых усилий, формирует устойчивый интерес и мотивацию к дальнейшему изучению английского языка. Кроме этого, работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, способствует благоприятному психологическому климату, умение работать в коллективе. Самое ценное, на мой взгляд, в проектной технологии то, что она предусматривает естественную взаимосвязь всех четырех видов речевой деятельности: письма, чтения, аудирования и говорения.
Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: «умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения, причем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая работа должна проводиться постоянно.
На первом этапе работы над проектами я разрабатываю план проектной работы и продумываю систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Следует тщательно отработать грамматические упражнения из учебника, либо предложенные учителем типа « образуй нужную грамматическую форму глагола», « Назови отрицательный вариант данного предложения», « Переведи предложения с русского на английский» и т.д.
На первом уроке ученикам предлагаю проблему в скрытом виде, которую нужно выявить, сформулировать. Помогут наводящие вопросы. При этом я стараюсь наводящими вопросами подвести ребят к тем пунктам плана, которые наметила заранее.
Второй этап обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим провожу поэтапную работу над проектом . Тексты из учебника служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений в рамках обсуждаемой проблематики необходимо обучить их стратегии и тактике группового общения. Большое значение при этом имеет целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам. Вначале ребята учатся выражать собственное мнение. В данном случае используются клише типа: I think, It seems to me и т.д.
Затем для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия (Yes, I think so. Right. That’s true.^ несогласия (Sorry, I don’t think so. I’m afraid you are wrong.) и обобщения сказанного (On the whole. In general.) Тренировка школьников в использовании этих речевых клише начинается сразу со второго урока в разных упражнениях. Можно предложить учащимся разработать в парах небольшой диалог с использованием данных коммуникативных фраз. При этом виде деятельности ребята не только запоминают новые клише и закрепляют лексику, но и учатся связному логичному изложению мыслей.
Третий этап - защита и обсуждение проектов. Каждая группа защищает перед классом свой проект по ранее обсужденному плану. После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее продумана учителем. Я, анализирую высказывания ребят, слежу за тем, как усвоена лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры, оцениваю ответы. Важным моментом является подведение итогов дискуссии. Для того чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, учитель может использовать различные способы поощрения учащихся. Так, во время урока ученики могут заработать баллы за удачный вопрос или ответ, использование активной лексики, употребление коммуникативных клише. В конце урока баллы суммируются, и по этим результатам проставляются оценки.
На моих уроках дети делали творческие, информативные, фантастические проекты. В качестве примера хочу привести работу над проектом в 8 классе. Уже в самом начале работы над темой "Проблемы окружающей среды” была запланирована работа по созданию агитационного плаката «Help save the planet», которая велась на протяжении всей темы, постепенно разворачиваясь и наполняясь содержанием. На эту работу было отведено 11 уроков. После введения новой лексики ребятам было предложено разбить ее по подтемам и озаглавить каждую. Например, "Загрязнение воды”, "Загрязнение атмосферы”, "Климатические изменения”, "Деятельность человека, губительная для окружающей среды”. Все эти проблемы взаимосвязаны. Готовя проект по одной из этих тем, дети изучали все аспекты проблемы.
Далее дети объединились в группы, в каждой из которых были распределены следующие роли: кто-то следил за активностью в группе, кто-то отслеживал культуру общения и взаимопомощь внутри группы. Это очень важные роли, и их ученики выполняли наряду с выполнением академических заданий. Именно такая форма работы обеспечивает успешный результат. Каждая группа рассматривала следующие вопросы: существует ли проблема, каковы ее причины и каковы ее последствия.
На каждом уроке формирование тех или иных речевых навыков (говорения, аудирования, чтения, письма) связывалось с соответствующими аспектами проекта, постепенно подводящими ребят к обобщающему проекту. Во время работы над проектом ребята использовали не только ту информацию, которая была предоставлена в учебнике, но добывали новые знания из курса географии, биологии. При таком пересечении предметных областей у учащихся формировалось целостное видение проблемы. Они просматривали газеты и журналы, слушали новости в поисках примеров последствий экологических проблем. Затем они обменивались полученной информацией.
Соревнования между группами не было, т.к. все работали над одним общим проектом. С самого начала дети были ориентированы на то, что итоговая оценка будет зависеть от усилий каждого. На заключительном уроке ребята, защищая свой собственный проект, затрагивали все стороны проблем окружающей среды. Дети доказывали необходимость той или иной иллюстрации в проекте. В итоге из лучших иллюстраций был составлен общий плакат, цель которого привлечь внимание учащихся к проблемам окружающей среды и призвать соблюдать элементарные правила поведения для ее сохранения.
После завершения работы над этим проектом, дети выразили желание сделать новый проект, потому что чтение достаточно скучных текстов по экологии вдруг превратилось в интересный творческий процесс.
Этот метод дает положительные результаты и на начальной ступени обучения. Более того, чем раньше дети начнут работать над созданием проектов, тем выше будут их учебные достижения. Поэтому работа по созданию проектов становится неотъемлемой частью учебного процесса.
- Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод. 2002. №9. - С. 27-30.
- Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №4. - С. 7-12.
- Цветкова М.С. Столетие проектного обучения. // Приложение к газете «Первое сентября»). 2002. №20. - С. 1-2.
- Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №3. - С. 11-17.